Известно, что едва ли не самое сложное
во взаимоотношениях с ребенком — не заставить,
а мотивировать его сделать что-то. Давайте подумаем — а чем же
все-таки можно, полезно и правильно их мотивировать.
Сначала немного теории (действительно
мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда,
когда существует устойчивая цепь:
Я стараюсь => у меня
получается => есть приятный мне результат => я стараюсь...
"Примеры:
1. Ребенок с дисграфией старается
писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет
проведена определенная коррекционная работа, у него не будет
получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой
стрелке.
2. Ребенок знает, что если постарается,
то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот
результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него.
Цепочка разомкнута на второй стрелке.
3. У ребенка плохой контроль над импульсами,
или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если
постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается,
но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный
результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья
стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.
Теперь посмотрим, как же нам все-таки
наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.
1. Забота
Иногда для поддержки стрелочек мотивации
нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно
заботиться о его нуждах.
Реальная история. Дима не мог сам
делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие.
Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось
надолго, да и результат был не очень.
В чем проблема и как тут можно
позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого
неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же
стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит,
надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер
на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком.
Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само
напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут
таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку,
а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает,
не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.
Очень быстро Дима стал делать уроки
за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам.
Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем
фантастикой.
Другой пример. Мальчик не хотел
ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело — в плавках!
Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была
решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить
на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика
троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу,
и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем
дело, было не так-то просто. А не было бы доверия
и контакта — и позаботиться бы не получилось,
и мотивация к плаванью зачахла.
2. Совместная деятельность
Когда
мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше,
потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая
у ребенка не получается, и варьировать ту, которую
он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой
стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой
в себя (получилось => получится снова).
Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный
кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь —
ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет,
втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный
(а если нет — стоит задуматься, нельзя ли достичь результата
другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее
перейти к более приятным вещам.
3. Маленькие поощрения
«За каждую красивую букву — одна
изюминка».
Это гораздо лучше работает, чем
«за каждую красивую страницу — пирожное».
И намного, неизмеримо лучше, чем
«за пятерку в четверти — гаджет».
Пусть наш ребенок умен
не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур
длинные дистанции от одной стрелочки до другой. Маленькие, совсем
маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться
и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как
забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют
и играть в нее на полном серьезе. Изюминки — это милая
деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение
правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что
само по себе — мотивация.
4. Наше одобрение и неодобрение
С этим все психологи призывают
не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек
должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если
подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя,
плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) —
станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его
использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде
всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло.
Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела
и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него,
он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это
сам.
Не все так строго
и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего
он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том,
насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно
только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили»,
иначе вместо мотивации получится страх неудачи.
5. Парадоксальные награды
Это когда человек ожидал, что его начнут
тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли
в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя
у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел,
не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше
нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно
и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут
нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение.
Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть
на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать
на результат, парадоксальная награда за поражение
не подействует.
6. «Сделал!»
«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» —
это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор
снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения.
Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное
переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть
неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим
последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать,
чтобы эта цепочка закрепилась? Почаще устраивать такие ситуации, в которых
ребенок сам делает решающий шаг. Это просто с малышами — они,
например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают
правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних
праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее,
но если постараться — вполне достижимо. Нужно только так рассчитать
нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался
и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным.
Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что
«спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая
деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно
поставить задачу.
7. Поддержка внутренней мотивации
Человек, например, хочет играть
на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются
руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет —
до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней
мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать
удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую
пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало
перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей
фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда
получалось, и истории из собственной жизни, и создание
атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно
начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться
музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач!),
«себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток.
То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда
сегодня не позанимался или кота не обслужил.
Как и все другие мотивации, эта
не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того,
в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший
учитель. Но и мы тоже важны.
8. Коллективная и семейная мотивация
Это на самом деле мощный инструмент
при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло
гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная
мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые
коллективные и семейные ценности приносят нам радость. Если в нашей
семье «принято» много всего такого, что ребенок любит,
то он нормально воспримет и тот факт, что у нас
«не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него
требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно
(не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как
у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то
страдать.
Но очень важно следить
за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные
верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви:
«кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то
и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».
Вне семьи коллективная мотивация тоже
работает, и мы можем о ней напоминать, но только
в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера»,
а «чтобы ваша команда лучше сыграла».
9. Справедливость
Когда дети становятся немного старше, они
начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот
интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные,
скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому,
заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.
Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут
себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать
мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда
речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах!
Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой
занимаются тоже все — по мере сил. Но справедливо и то, что
если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право — весь вечер
просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его
трогать. Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если
не вспомнить и о несправедливости, которой очень много
в жизни и которую мы можем своими силами сгладить.
И я не только и не столько о благотворительности
или волонтерстве — скорее о том, как мы помогаем друг другу.
Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя
иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак
солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей
замерять друг другу сахар.
Так справедливость становится подпоркой
для всех трех стрелочек.
10. Планирование будущего
Работает только со старшими
подростками, да и то далеко не со всеми.
Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше
не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка
своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано
начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель —
продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый
из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их,
мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом
этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас
разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает.
Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому
мы о нем и пишем.
И еще немного примеров для
иллюстрации:
Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.
Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации —
забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче
и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней
мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование
будущего (если в нем важную роль играет знание языка).
Доиграть уже фактически проигранный
командный турнир — коллективная мотивация.
Решать задачки по математике: если не получается — забота,
совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается —
внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни —
поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.
Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет,
и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если
причина в импульсивности — маленькие поощрения; коллективная
и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут,
и ты не будешь»); справедливость.
Сделать так, чтобы охотно сидел
с маленьким братом: забота, совместная деятельность
(показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная
мотивация.
Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные
награды, «сделал!»."
Ксения Букша.
Комментариев нет:
Отправить комментарий